Перед вами — гипсовая скульптура Юдифи работы Ивана Петровича Караваева, созданная в слободе Дымково во второй половине XIX века.
Высота — 75 сантиметров, но значение — куда больше.
Это не просто образ библейской героини. Это манифест.
Юдифь — женщина, решившая исход войны, не с помощью армии, а с помощью отваги, ума и личной жертвы. Она входит в шатёр к вражескому полководцу Олоферну — и выходит оттуда с его головой. Ради спасения народа. Ради жизни.
В классической иконографии XIX века Юдифь изображают с головой, с мечом, с потоком крови, в пылу драмы.
Но вятский мастер Караваев пошёл иным путём.
Его Юдифь ещё до момента удара.
— Женственна.
— Горда.
— Спокойна и страшна в своём молчаливом решении.
В правой руке — меч, обнажённая грудь — символ не уязвимости, а силы, плотная поза и раскаченное бедро — вызов, а не соблазн.
Эта скульптура — отголосок большого искусства, сделанный в малой слободе. Где гипс был не просто материалом, а языком. Где мастера, не знавшие академий, создавали фигуры, от которых мурашки.
Юдифь была модным сюжетом — но такая Юдифь была только в Вятке.
Сегодня скульптура находится в фондах музея «Дымковский гипс. Музей забытых мастеров» и выставлена в основной экспозиции Музея Вятского самовара как поворотный артефакт — между декоративным литьём и выразительной пластикой высокого жанра.
Вглядитесь в лицо Юдифи. Там нет ни страха, ни скорби. Только решимость.
Возможно, так Вятка смотрела на историю — и на себя.