«Старушка‑травница». 42 см. Гипс, авторская роспись. И. П. Караваев, слобода Дымково, \~ нач 20 века. Серия «Народы (и типы) России».
Атрибуция и форма
Перед нами редкий «социальный тип» из большой этнографической серии Караваева. Модель отлита из трёх разъёмных форм: тулово‑юбка, руки‑пучки трав, голова‑косынка. Характерная для мастера «дымковская» пластика: чуть укрупнённые ладони, мягко намеченные складки, пастозная лепка лица. Рельеф одежды будто понёс следы деревянной лопатки‑формовки — приём, который Караваев применял для быстрой фактуры.
Колористика
Палитра — тёплая охра + оливковый + выгоревшая бирюза. Эта тройка цветов встречается на его бюстах «типов инородцев» и подсказывает руку самого мастера. Серо‑фиолетовая косынка и землисто‑зелёные пучки трав выводят нас в северную зону — Вятскую губернию, где болотные и луговые травы дают именно такие, «тьмяно‑изумрудные» оттенки.
Образ
Фигура — не героизирована, а «снята с натуры». Женщина в стоптанных ботинках, сгорблена, губы приоткрыты — будто ворчит или зовёт гуся за двором. В левой руке — большой пучок душистой травы, в правой — поменьше. Это может быть и зверобой (лекарство), и мокрица‑корм для кроликов. Скульптор фиксирует **крестьянку‑труженицу**, привычный глазу самого Караваева персонаж дымковской окраины.
Почему это важно
Серия «Народы России» у Караваева — это не только народы по паспорту, но и **типы по губерниям**, «лица империи», от городского съестного лавочника до степной башкирки. Наша «травница» — первый в каталоге представитель Вятской деревни рубежа столетий.