Мастерская И. П. Короваева, слобода Дымково, Вятка
Около 1895 – 1910 гг., литой гипс, полихромная роспись масляными красками; струны — стальная проволока; высота ≈ 110 см (с постаментом)
1. Композиция и пластика| Элемент | Наблюдения || Позировка | Фигура слегка отклонена назад, — классический «контарапост» модерна: опорная правая нога скрыта тканью, левая свободно выставлена через высокий разрез туники. Изящный наклон тулова визуально «уравновешивает» вынос арфы вправо.
| Лицо и прическа | Мягкие черты, припухлые губы, фронтально-обращённый взгляд с лёгким прищуром — близко к эстетике французского *Art Nouveau* (ассирийские и «библейские» красавицы на выставках 1900 г.). Волосы уложены в плотные вfлюты, перевязанные пурпурно-коричневой лентой; вплетены две массивные зелёные розетки-«макушки» из гипса.
|
| Тело | …Анатомия трактована реалистично, но без академической сухости: Короваев всегда смягчал мускулатуру, избегая «гипсовой белизны» за счёт тёплого подмалёвка охрой и полупрозрачных лазурей.
2. Цветовая палитра| Зона | Тон/оттенок | Расписные приёмы || Туника |… Переходы от ледяного лазурита к серо-бирюзовому, с перламутровыми высветлениями по складкам. Прожилки сделаны сухой кистью, создавая эффект шёлка, выгоревшего на солнце.| Пояс |…. Кармин + умбра, покрытые глянцевым лаком; центральная синяя вставка под «лазурит» подчёркивает ориентальный мотив. | |
| Кожа | ….Смесь сиены жжёной и турецкой киновари; поверх тонкий лессаж охрой — даёт бархатистый оливковый полутон. | |
| Арфа | ….Под «палисандр»: тёплая коричневая с лёгким красно-оранжевым рефлексом; насечённые прожилки стилизуют древесину.
| Волны-подпорка |……. Изумрудно-зелёный с напылением жёлтого кадмия на гребнях — характерная «дымковская» огранка цвета, родственная росписи игрушек. | |
| Пьедестал| …..Три яруса графитового чёрного с восковой политурой; нижний ярус украшала овальная картуша с тиснёным названием (как правило, «SALOME» латиницей).
3. «Вятское прочтение» европейских трендов| Европейский источник | Как проявился у Караваева || Французский *Art Nouveau |……. Змеевидный контур силуэта, вытягивание фигуры вверх, органическое слияние человека с «растительным» мотивом (арфа-лиана, волна-листва у опоры).| Бельгийская школа Игнаса де Брюммаэра | ……Обилие синих переливов, лакировка кожи, озвученные аксессуары (текстиль в гипсе).| Итальянские «библейские» салоны (Флоренция 1890-х) |… Жгучие, почти ампирные красные и бирюзовые акценты, стремление к чувственности образа Соломеи.Короваев не копировал образцы буквально (Даже фантаст Шатров в своей публикации 1938 года — утверждает что мастер с 12 лет самостоятельно делал формы и к 18 годам освоил технику ) — : он усилил декоративность цветом, чуть утрировал жест руки, превратил классическую лиру в угловатую «арфу-пастушку» — так фигура стала ближе «народному театру» ярмарки, но всё равно читалась как модная салонная вещь в провинциальном интерьере.
4. Технологические особенности
1. Арфа и фигура отлиты в отдельных формах → после ошкуривания детали скреплялись стальными штырями, стык прятали под слой шпатлёвки и перекрывали общей подкраской.
2. Металлические струны — мягкая проволока Ø ≈ 0,7 мм; концы загибались в петли и вклеивались в высверленные гнёзда (следы шелака видны при ультрафиолете).
3. Колорирование «по-фарфоровому»: сперва однородная грунтовка охрой, потом локальные лессировки в 3 – 4 слоя; финально— стеариновый воск с полировкой оленьей костью — даёт сатиновый блеск, характерный для «дымковского гипса». ( материал покрытия ещё изучаем)5. Место в локальной и российской скульптуре* Короваев рекламировал статуэтку как «Саломея или Древняя муза». Заказчикам было важнее общее ощущение «античной красавицы», чем буквальная библейская сюжетика.
* Подобные фигуры украшали гостиные мещанских домов, учительские семинарии и даже витрины музыкальных магазинов: арфа намекала на «гармонию и воспитанность».
Уникальность Вятки в том, что здесь крупно-форматный гипс (110 см) расписывался столь же живописно, как мелкая керамическая игрушка: к 1910-м вся линейка Короваева насчитывала более 120 моделей женских фигур, причём половина имела «модерновые» позы.
Почему скульптура ценна сегодня
1. Редкость: война и советская борьба с «буржуазной безвкусицей» уничтожили большую часть салонного гипса — модель «Соломеи» встречается в единичных экземплярах.
2. Синтез стилей: арт-нуво + провинциальная декоративность = уникальный взгляд на европейскую моду из глубины России.
3. Техпроцесс: предметно демонстрирует, как вятские мастера сочетали кустарные приёмы (воск, казеиновый клей) с передовыми материалами (немецкие анилиновые краски, импортная проволока).