«Эфиопка» — учебный бюст из цикла «Народы и расы мира»
Мастерская Ивана Петровича Короваева, слобода Дымково, Вятская губерния*
Гипс, масляные краски, восковая отделка; высота – 30 см (конец XIX – начало XX века)
На рубеже XIX и XX веков в небольшой слободе Дымково Вятской губернии происходило удивительное. Местные мастера-гипсовщики под руководством Ивана Петровича Короваева отливали серию учебных бюстов, представляющих разные народы и расы, для гимназий и училищ Российской империи. Среди них особенно выделяется тонко исполненная и выразительная работа — «Эфиопка».
Эфиопский бюст — это не просто наглядное пособие для уроков географии и этнографии того времени. Это произведение искусства, в котором сквозит уважение к изображаемой культуре и стремление избежать стереотипов. Художник деликатно передал особенности негроидного типа лица: мягкие очертания носа и губ, нежную округлость скул и подбородка, теплый шоколадно-коричневый оттенок кожи.
Взгляд эфиопской девушки направлен вдаль и полон внутреннего достоинства. В её облике угадывается грациозная красота народов Восточной Африки, а тонкая роспись с лессировками охры и кармина придает лицу жизненность и глубину. Тёплый оттенок кожи гармонично перекликается с золотисто-жёлтым цветом одежды, мягко задрапированной вокруг плеч.
Особое внимание заслуживает головной платок насыщенного красно-терракотового цвета с жёлтыми полосами, искусно выполненный приёмом многослойного наложения красок. Благодаря восковой полировке гипса бюст приобретает характерную дымковскую фактуру — мягкую и почти шелковистую на ощупь.
Мастер Короваев был первым в России, кто решился создать столь разнообразные образы народов мира не в сухом научном ключе, а с душой и теплотой, свойственной русскому художественному взгляду. И его бюсты оказались востребованы далеко за пределами Вятки: их покупали учебные заведения от Москвы до Сибири.
Сегодня бюст «Эфиопки» является редчайшим образцом гипсовой скульптуры своего времени. Это подлинное произведение искусства, которым Вятка может гордиться: оно демонстрирует не только мастерство художников слободы Дымково, но и широту их взгляда, открытость миру и искреннее уважение к другим культурам.
Возвращение таких уникальных работ в культурный оборот — не просто музейная задача, а дело восстановления исторической памяти о невероятно талантливых мастерах, живших и творивших на Вятской земле больше века назад.