Подданный Востока

«Подданный Востока» или «Моряк с вином»? Скульптура, вызывающая вопросы

Перед нами — гипсовая скульптура конца XIX века, созданная выдающимся вятским мастером Иваном Петровичем Караваевым, чьё имя всё громче звучит в ряду забытых, но невероятно ярких художников Вятки.

Эта работа хранится в фондах Музея Дымковского гипса и входит в постоянную экспозицию Музея Вятского самовара. Это не просто декоративная фигурка — это викторианский театр жеста, образа и маски, разыгранный в материале, казалось бы, сугубо утилитарном — гипсе.

Кто же перед нами?

Фигура мужчины с пышными усами, в богатом восточном костюме, с турбаном, сидящего у бочки с кружкой вина в руке. Взгляд насмешливый, чуть отстранённый. Поза уверенная, расслабленная — и в то же время идеально отыгранная, как на сцене.

Перед нами не просто персонаж. Это собирательный образ «заграничного» — опасного, таинственного, манящего Востока, каким он представлялся русскому воображению конца XIX века. Возможно, это турецкий купец, возможно — армянский виноторговец, а может быть, просто романтизированный «моряк» чужих берегов, придуманный вятским мастером, вдохновлённым иллюстрациями из гравюр и журналов.

Символы и загадки

Обратите внимание на пьедестал, на котором восседает фигура. Это не просто декоративная тумба — это квазиготическая архитектурная форма, украшенная розеттами-звёздами, каждая из которых заключена в углубление, напоминающее нишу готического собора.

Многие из этих элементов напоминают масонскую символику: звезда, розетка, восьмиугольная форма, даже «окно» в основании — всё это словно цитирует архитектурный язык лож и эзотерических обществ того времени. Был ли Караваев в курсе масонской эстетики? Или он просто перехватывал мотивы, пришедшие с западными товарами и открытками?

Лицо и эмоция

Главная сила скульптуры — в лице. Это портрет несуществующего человека, написанный как живой. Караваев даёт нам психологический образ: смесь лукавства, достоинства и лёгкой иронии. Его герой знает больше, чем говорит. Он не наивен. Он в своей роли, и ему нравится, что вы его разглядываете.

С технической точки зрения — поразительная проработка деталей: от складок жилета до тиснения на ремне. Мастер работает с гипсом, как другие — с мрамором.

Караваев и Вятка: окно в большой мир

Что делает эту работу особенно важной?
Она показывает, как вятские мастера в XIX веке разрывали границы насмотренности. Они не ограничивались иконами и крестьянским бытом — они придумывали Восток, фантазировали, смотрели на Европу и Персию, на Сицилию и Карфаген — через призму уездного воображения, но с подлинным художественным вкусом.Эта фигура — экзотика, театральность, фантазия, сыгранная в гипсе.Скульптура выставлена в постоянной экспозиции Музея Вятского самовара
Фонды проекта «Дымковский гипс. Музей забытых мастеров»

  • Регион: Вятка